Александр Невский - личность нации |
|
|
|
Начальная школа (1 - 4 класс) | |
Цель: познакомить в легендарной личностью Александра Невского.
Ход классного часа: 1) Вступление: а) Объяснение тематики и причин проведения классного часа, б)Активизация внимания учащихся с помощью "Что вы знаете об этом историческом деятеле?", "Его настоящее имя Александр Ярославович, но почему в нашей истории он получил известность как Александр Невский?" и др. 2) Основной рассказ: а) Основные вехи биографии, б) Когда и почему князь получил прозвище Невский, в) В каких сферах деятельности князь прославился (военная, государственная, дипломатическая, религиозная), г) В чем главное значение его исторического подвига (сохранил православную Русь, определил ее дальнейший путь). 3) Заключительная часть: активизация внимания учащихся к вопросу «Как потомки сохраняли память об Александре Невском»: а) 26 февраля 1547 год он причислен к лику святых; б) в ]724 году останки благоверного князя Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург, где основана Александро-Невская лавра; в) 21 мая 1725 года учрежден орден Святого Александра Невского, г) в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского |
||
Средняя школа (5 - 9 класс) | ||
Цель: расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности Александра Невского .
Ход классного часа: 1) Вступление: а) Объяснение тематики и причин проведения классного часа б) Активизация внимания учащихся на том, что Александр Невский стоит в одном ряду с выдающимися государственными деятелями России, которые доблестно служили Отечеству. 2) Основной рассказ: На основе разнообразной литературы заполнить таблицу с указанием интеллектуальных, нравственных и волевых качеств полководца и государственного деятеля. Обратить внимание на ключевые в биографии русского князя события - к событиям 1240 и 1242 годов. Обсуждение спорных вопросов в биографии князя: сотрудничество с Ордой, борьба за власть, давление на Новгород, активизация внимания учащихся к вопросу «Как потомки сохраняли память об Александре Невском». 3) Заключительная часть: Обсуждение подвига Александра Невского: он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины, и в этом наивысший подвиг благоверного князя Александра Невского. Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины. |
||
Старшая школа (10 - 11 класс) | ||
Цель: настроить старшеклассников на более углубленное изучение истории,
привлечь их внимание к сложным, противоречивым историческим процессам,
к событиям и деятелям, которые неоднозначно воспринимаются и
оцениваются в научных и общественных кругах .
Предпочтительная форма - урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок-круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию. В качестве дискуссионных, проблемных могут быть предложены и другие темы: "Александр Невский и Даниил Галицкий - две личности, две судьбы Отечества", "Выбор Александра Невского - выбор России", "Невский и формирование Российского многонационального государства" и др. Завершение урока: поразмышлятья над подвигами и поступками Александра Невского, задуматься над тем, как они поступили бы на месте князя, в чем заключается истинный смысл служения Отечеству, какие ценности для них являются наиболее важными, какой жизненный путь выберут они? |