Методическая копилка воспитательной службы | ||||||
Страницу ведет заместитель директора по воспитательной работе Евстигнеева Н.Г. | ||||||
Методические рекомендации для проведения общешкольных мероприятий | ||||||
Методические рекомендации по проведению родительского собрания Методические рекомендации по проведению классного часа Методические рекомендации по проведению коллективно-творческого дела |
Полезные ссылки: | |||||
|
||||||
|
||||||
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме "Александр Невский - личность нации" | ||||||
1.Родительское собрание
должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в
учёбе. Классный час в школе является одной из основных форм
организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным
коллективом. Тематика классных часов определяется классным
коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий
учебный год. Традиционные классные часы на учебный год определяются
в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с анализом
воспитательной работы прошедшего года, с целями и задачами на предстоящий
учебный год. Форму, место и время проведения классного часа
выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя. Классный руководитель при подготовке и проведении
классного часа является его основным координатором и несет
ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа. В конце учебного года каждый классный
руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку
тематического классного часа. Что в педагогической науке и практике понимается под
такой формой воспитательной работы, как классный час. Ниже приводятся
определения классного часа известных ученых: Классный час – это одна из наиболее распространенных
форм организации
фронтальной
воспитательной работы. Н.И.Болдырев Классный час можно назвать специально
организованной ценностно-ориентированной
деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к
окружающему миру. Н.Е.Шуркова, Н.С.Финданцевич Классный час – это время для общения классного
руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы,
средства и способы организации взаимодействия. Е.В.Титова Час классного руководителя – это форма воспитательной
работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в
специально организованную деятельность, способствующую формированию у них
системы отношений к окружающему миру. Л.В. Байбороденко Классный час есть форма прямого общения воспитателя со
своими воспитанниками. В.П.Созонов Обобщенное понятие классного часа: Под классным часом понимается специально отведенное
классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися
класса… Классный час – гибкая по составу и структуре форма
массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во
внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с
целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации
участников образовательного взаимодействия. Различные формы
проведения классного часа. ü
Беседа ü
Экскурсия ü
Игровой классный час ü
Поход ü
Посещение театра, кинотеатра, выставки ü
Дискуссия ü
Турнир ü
Конкурс инсценировок ü
Театрализованное представление ü
Вечер отдыха ü
Акция ü
Выставка ü
Ярмарка ü
День открытых дверей ü
Деловая игра ü
День труда ü
Устный журнал ü
Диспут ü
Субботник ü
Генеральная уборка ü
Огонек ü
Музыкальный вечер ü
Студия ü
Вернисаж ü
Вечер вопросов и ответов ü
Дискуссионный клуб ü
Круглый стол с острыми углами ü
Спартакиада ü
Совет дела ü
Родительское собрание ü
Заседание киноклуба ü
Конкурс проектов ü
Игра-викторина ü
Ролевая игра ü
Практикум ü
Анкетирование, тестирование ü
Этико-психологический тренинг ü
Вечер-встреча ü
Классный час – размышление ü
Взаимное просвещение ü
Беседа-экспромт ü
Праздник Методические рекомендации по проведению коллективно-творческого дела В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание. Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция. Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям. Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр. Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность. Есть еще Экологические и Досуговые дела. Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества. Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера. Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо – учительский коллектив. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем. КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. КТД дают возможность ученику
педагогу
Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным. Игра как средство воспитания выбрана не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается просмотр для проявления своего “Я”, личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнёрства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации. Важнейшими воспитательными и развивающими функциями игры являются:
Предмет игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – реализация и развитие способностей, формирующих личность. Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке. Этапы КТД: Старт КТД.
Промежуточный этап.
Итоговое КТД.
Анализ КТД.
|